К.т.н. А.А.Ганулич, к.т.н. В.А.Гурович, к.соц.н. М.А.Ганулич, ООО «Фирма «ЗИНМОСТ»
Фирма «Джуки» (Япония) – один из лидеров мирового швейного машиностроения за четыре года, начиная с 2000 г., разработала и полностью перешла на производство нового поколения крае-обметочных и стачивающе-обметочных машин МО-6000. В этих машинах полностью реализованы тенденции развития швейного машиностроения, проявившиеся за последние 10 лет. Во главу угла положен принцип создания конструктивно унифицированных рядов машин, при котором на единой базе за счет смены модулей можно получить множество модификаций оборудования. Вторым принци-пом, заложенным в машины, является обеспечение высокого качества строчек вне зависимости от свойств материала, скоростного режима и числа соединяемых слоев. Третья тенденция – разделение рядов по скоростным режимам: базовый вариант с максимальным скоростным режимом, экономич-ный вариант со скоростным режимом на 20 % ниже максимального и специальные варианты, отли-чающиеся скоростными режимами от базового и экономичного.
Модульно-базовый принцип построения рядов машин проявляется в единых конструктивных признаках всех машин: унификация корпуса и основных механизмом вне зависимости от скоростных характеристик, степени тяжести машин и наличия дополнительных механизмов. Это делает возможным использовать на любых машинах унифицированные рабочие органы: рейку, игольную пластину, прижимную лапку, иглодержатель, производить их быструю замену. Унифицированы также и дополнительные устройства, применяемые в машинах, например, для обрезки цепочки ниток, подачи тесьмы, для присбаривания и прочие.
Во всех машинах применены новые конструкции механизмов игловодителя, нитепритяги-вателя и петлителя, обеспечивающие низкое натяжение ниток на всем диапазоне материалов от легких до тяжелых.
Для стабильного продвижения материалов во всех машинах применены комбинированные механизмы перемещения, включающие дифференциальное перемещение реек и изменение угла наклона реек. Степень дифференциала и угол наклона реек регулируется микровинтами с прецизи-онной точностью. Это дает возможность отладить машины на высококачественное шитье практи-ческих всех современных текстильных и нетканых материалов, трикотажных полотен. На рис. 2 изображен узел регулировки степени дифференциала и угла наклона рейки.
Все машины снабжены механизмами фиксированного подъема прижимной лапки во время шитья. С помощью микровинта устанавливается фиксированный зазор между лапкой и игольной пластиной в зависимости от толщины соединяемых материалов (см. рис. 3). Это позволяет обеспечить хорошие условия петлеобразования и транспортирования при минимальном давлении прижимной лапки на материал. Пружина прижимной лапки обеспечивает достаточно высокое давление, что при больших скоростях шитья, сопровождающихся динамическим зависанием лапки, позволяет выполнять петле-образование высокого качества. При низких скоростях за счет фиксированного зазора высокое давление пружины лапки не полностью передается на материал, что также обеспечивает хорошее петлеобразование. Кроме того, фиксированный зазор позволяет избежать соприкосновения рейки с поверхностью подошвы прижимной лапки и уменьшить задиры подошвы при отсутствии материала.
Конструктивно унифицированный ряд машин формируется по следующим признакам: числу оборотов главного вала, типу двигателя материала, форме платформы, степени тяжести обрабатываемых материалов и наличию или отсутствию смазки. К настоящему времени разработано семь рядов машин:
На остальных позициях в обозначениях машин зашифрованы признаки, определяющие модификацию машины и набор дополнительных устройств и приспособлений.
По типу стежка выделяются восемь групп, из которых наиболее часто встречаются 04 – трехниточный краеобметочный с одной иглой, 14 – четырехниточный краеобметочный с двумя иглами и 16 – пятиниточный стачивающе-обметочный с двумя иглами.
По комбинации расстояния между иглами, ширины обметки и числа рядов реек выделяются 24 группы.
Остальные признаки характеризуют степень тяжести и вид обрабатываемого материала, особенности обработки края, например, с подгибкой и высоту подъема обметочного петлителя.
Конструкции машин рядов МО-6700S и МО-6900S практически не отличаются. Более высокий скоростной режим второго ряда достигается применением других материалов, повышенной точностью изготовления деталей и улучшенной степенью чистоты поверхности. Кроме того, в машинах ряда МО-6900S, в качестве стандартной комплектации применяется замасливатель игольных нитей и устройство охлаждения иглы. В этих рядах присутствуют все основные модификации машин.
В машинах ряда МО-6900R применяется механизм управляемого верхнего двигателя материала, все регулировки которого выполняются независимо от дифференциального нижнего двигателя. Траектория движения верхнего двигателя проектирована так, что обеспечивается максимально возможное время совместного продвижения материала нижним и верхним двигателями. Конструкция верхнего двигателя материала позволяет изменять точку опоры верхней рейки (см. рис. 5). При шитье тяжелых материалов точка опоры должна быть смещена в переднее положение, при этом увеличивается усилие зажима материала между рейками и сводится к минимуму возможность проскальзывания слоев. При шитье тонких и легко повреждаемых материалов точку опоры верхней рейки рекомендуется сместить назад. Это позволяет обеспечить постоянную посадку верхнего слоя материала. В ряду присутствуют одноигольные и двухигольные краеобметочные машины, машины двухигольные и трехигольные стачивающе-обметочного стежка.
Машины рядов МО-6900G и МО-6900J предназначены для шитья тяжелых и сверхтяжелых материалов. От стандартных рядов машин они отличаются наличием «тракторных» лапок, сверх высоким подъемом краеобметочного петлителя и крупным зубом на рейках. В машинах МО-6900J применен также и верхний двигатель материала по типу описанного выше. В рядах этих машин имеется оверлок двухниточного стежка для соединения полотен с шириной обметки 18 мм МО-6903G-ON6-3D1, оверлоки для обметывания ковров с шириной обметки 10 мм, реализующие стежок 505, в котором точки переплетения нитей находятся на обеих поверхностях материала МО-6905G-OM6-700, стачивающе-обметочные машины для соединения деталей из ткани «деним», из брезента и т.п.
Машины ряда МО-6900С имеют цилиндрическую платформу и содержат только краеобметочные модификации. Диаметр платформы не превышает 50 мм, что позволяет легко обметывать цилиндрические детали, например, манжеты рукавов, горловины и т.п.
Особняком стоят первые и единственные в мире краеобметочные и стачивающе-обметочные машины серии МО-6100D, в которых масло не подается на рабочие органы, контактирующие с материалом. Серия специально разработана на шитья наиболее деликатных материалов со скользкой и легко повреждаемой поверхностью (см. рис. 6).
В механизмах петлителей и игловодителя этих машин применены материалы, не требующие смазки при частоте вращения главного вала до 6000 1/мин. Все остальные механизмы, требующие смазки выполнены в едином блоке с принудительной системой смазки. Блок снабжен сальниками, препятствующими вытекание из него масла. Таким образом, попадание масла на обрабатываемый материал исключено, причем ни один механизм машины не требует периодической смазки вручную.
В машинах применен оригинальный механизм изменения длины стежка простым нажатием кнопки на корпусе машины.
Траектория движения нижнего дифференциального двигателя материала и его синхрониза-ция с другими рабочими органами позволяют оптимизировать продвижение наиболее легких материалов. В стандартную комплектацию машин входит также лапка с низким усилием прижима и такой конфигурации, которая позволяет легко обрабатывать выпуклые и вогнутые участки швейных полуфабрикатов. На машинах в некоторых модификациях применяется игольная пластина 30Р. На рис. 7, а изображена стандартная игольная пластина, а на рис. 7, в пластина 30Р. В ней по сравнению со стандартной имеются два основных отличия. Первое касается участка, обозначенного кружком А.
Левый ручей рейки имеет выступ, входящий в прорезь за стачной иглой. Это позволяет избежать сборения материала за иглой. Второй измененный участок обозначен кружком В. Правый ручей рейки продлен и доходит до зоны между иглами машины. Таким образом уменьшается сборение материала между стежками. Кроме того, применен специальный механизм подачи нити стачного петлителя, обеспечивающий минимальное натяжение этой нити, что практически исключает стягивание сшиваемых материалов нитками.
Описанные ряды краеобметочных и стачивающе-обметочных машин фирмы «Джуки» является новым словом в этой области, превосходя по множеству технических параметров соответствующие машины конкурирующих фирм. Что особенно важно, стоимостные показатели этих машин делают их вполне конкурентно способными. Это справедливо, прежде всего, для машин экономичного ряда МО-6700S.