Очередная выставка оборудования и систем для швейной промышленности JIAM-2008 прошла в период 13-16 мая в Сингапуре. Это был первый прецедент, когда подобное шоу состоялось не в Японии, а в другой азиатской стране. Основной организатор выставки JASMA (Japan Sewing Machinery Manufacturers Association) рассчитывал на привлечение новых потенциальных покупателей, перенося выставку в страну, находя-щуюся на самом перекрестке морских и авиационных путей Азии, Америки и Австралии. Что же получилось в реальности?
Выставка прошла в трех павильонах Сингапурского ЭКСПО, что в 2-2,5 раза меньше по площади, чем JIAM-2005 в Осаке или IMB-2006 в Кельне. Это означает, что на шоу отсутствовали экспозиции многих серьезных игроков в области швейного оборудова-ния, например, GERBER TECHNOLOGY, LECTRA, SUN STAR, KINGTEX, TAKING, ROTONDI и некоторые другие. Вместе с тем, ведущие азиатские и европейские производители швейных машин приняли участие в выставке, более того, были представлены многие мелкие азиатские компании, производящие комплектующие для оборудования грандов мирового швейного машиностроения.
По опыту JIAM-2005 ожидалось около 25 тысяч посетителей. В реальности было при-мерно вдвое меньше, видимо, сказалась удаленность места проведения выставки. Но главное, на наш взгляд, не это. На JIAM-2008 было крайне мало новаторских экспона-тов, машин, отличающихся реальной новизной, что отразило эволюционный характер развития швейного оборудования в отличие от середины 90-х годов прошлого столетия, когда инновационные решения сыпались как из рога изобилия и определили облик швейного машиностроения на десятилетия вперед.
Те технические решения, которые были предложены ведущими машиностроительными компаниями в 90-х годах сегодня стали обязательными признаками оборудования ВСЕХ (!) фирм вне зависимости от страны-изготовителя и авторитета на рынке. К таким особенностям следует отнести прямой встроенный автоматизированный привод, системы смазки в трех вариантах: сухая, полусухая или дозированная, модульный принцип построения машин, дополнительные транспортные средства машин для перемещения «проблемных» материалов, системы управления на современной элемент-ной базе.
Лидерами остались прежние законодатели моды швейных машин — JUKI, BROTHER, PFAFF, DUERKOPP-ADLER, MITSUBISHI, PEGASUS, YAMATO, хотя некоторые производители из Южной Кореи, Тайваня и даже Китая буквально наступают им на пятки, резко сократив время копирования новых технических решений ведущих компаний и существенно повысив качество своей продукции, рост которого опережает повышение цен.
Обратимся теперь к экспозициям ведущих производителей оборудования.
Стенд JUKI занимал около 800 квадратных метров и был самым большим на выставке.
Корпорации в этом году исполняется 70 лет, что обязывало JUKI показать «товар лицом». На стенде демонстрировалось около 60 машин и систем, причем, на 16 из них были таблички «Новая», «Скоро поступит в серию», «Испытания». Это составляло 25 % экспонатов, неплохо для нынешней выставки, но существенно хуже, чем на JIAM-1996, где 90 % экпонатов несли упомянутые таблички.
Дальнейшее развитие получил ряд машин DDL-9000 в варианте DDL-9000A, который позиционируется фирмой как «High end» в машинах челночного стежка. Разработчики выделяют шесть главных механизмов в любой швейной машине и доказывают преи-мущества нового ряда. За счет оптимизации элементов повышена эффективность механизма продвижения материала. Усилие продвижения выросло на 50 % по-сравнению с предыдущими машинами. Это особенно проявляется при применении компенсационной лапки и лапок для подгибки края материала. Такая оптимизация позволила сни-зить давление прижимной лапки на материал и уменьшить присбаривание, особенно в конце строчки и при обратном ходе. В машинах может применяться челночный комплект от предыдущего ряда и некоторые другие рабочие органы, включая механизмы обрезки ниток. Оптимизация механизма натяжения нити позволила снизить натяжение на 30 % и обеспечить идеальное расположение переплетения в середине материала даже на разнотолщинных участках. Подверглись оптимизации и механизмы игловодителя и нитепритягивателя. Для работы с легкими материалами ход игловодителя составляет 29 мм, а нитепритягивателя — 110 мм; для средних тканей — 30,7 и 110 мм соответственно, для тяжелых материалов — 35 и 113 мм. Это позволило до предела снизить повреждаемость легких материалов и увеличит усилие прокола для тяжелых тканей.
Машины производятся в трех вариантах по типу системы смазки: вариант S — с дози-рованной смазкой для достижения максимальной производительности (5000 1/мин), вариант М — с полусухой головкой — практически не оставляет пятен при сохранении прежней скорости, вариант D — с сухой головкой для полного исключения пятен, но с пониженной до 4000 1/мин скоростью. На выставке демонстрировались все варианты машин, но повышенный интерес вызвала машина DDL-9000A-DS/PBN/SC910N/CP170, в которой был применен механизм улавливания верхней нити и дополнительный нож в лапке, что позволяло полностью исключить «грязь» в начале строчки и уменьшить длину концов нитки до 4 мм в конце строчки. Механизм интересный, но, во-первых, он существенно увеличивает стоимость машины, а, во-вторых, попытки серийного приме-нения подобных устройств делаются на протяжении последних 12 лет, а надежно рабо-тающего и имеющего устойчивый спрос покупателей нет до сих пор.
В области швейно-трикотажных машин JUKI предпринимает интенсивные усилия, чтобы сократить отставание от ведущих в этой области фирм PEGASUS и YAMATO. И это ей до известной степени удается. Из новинок можно отметить следующие.
Машина MF-7823-Е21-B56/UT24/PL11/MC35/SC510 для обработки верха трикотажных трусов в кольце с резинки и пневматическим формирователем шва позволяет надеть изделие на ролики и чисто втачать резинку с заработкой края.
Машина MF-7823-H21-B56/UT25/AH-8/MC35/SC510 для обработки низа изделий кольцевой формы с левосторонним устройством для подрезки края, датчиком края и устройством для формирования шва с пневматическим приводом рекомендуется для подшивки низа маек и коротких рукавов.
Машина MF-7724-U10-D60 — четырехигольная плоскошовная с плоской платформой не является принципиально новой, но все же расширяет ряд трикотажных машин JUKI, тогда как раньше при необходимости купить 4-хигольную машину потребители обращались к фирмам-конкурентам.
Из тяжелых машин для изготовления джинсов вызвала интерес машина для стачивания швом в замок деталей из тяжелого денима MS-3580 с цилин-дрической платформой («обними меня») является развитием базовой машины Union Special 35 800. Она снабжена мощным тянущим роликом, выполненным вплотную к лапке, и позволяет соединять детали из тканей наибольшей плотности с переходом через поперечные швы (до 16 слоев материала). Машина выполнена на заводе JUKI в Отавара и призвана заменить MS-1261/V045S, на которую были нарекания именно при стачивании наиболее плотного денима.
Значительное развитие продемонстрировала фирма в области тяжелых машин для кожгалантерейной промышленности. Основные усилия здесь сосредоточены на увеличении толщины верхней нити для отделочных строчек и на увеличении длины стежка до 12 мм. Именно этими достоинствами обладают двухигольная машина с плоской платформой LU-1561NE/X55216/SC510 и одноигольная машина с колонковой платформой PLC-1710S/X55230/BT/DL/AK136B/PK70C/SC510. Они могут шить даже тонкой трикотажной тесьмой вместо верхней нити.
Из других машин в этой области можно отметить двухигольную машину с колонковой платформой PLC-1760S/DA/X55228/SC510 с рассоединяемыми игловодителями для выполнения строчек под углом. А также машину LU-2220NAKSB-70/PK-70/SC510/ CP160 с челноком увеличенной емкости с вертикальной осью вращения, устройством автоматической обрезки ниток, обеспечивающем укороченные концы, и с двумя ре-гуляторами длины стежка. При выполнении операции с заданной длиной стежка можно нажатием на кнопку под рукавом машины перейти на другую длину стежка. Это решение не является «пионерским», однако помогло фирме догнать признанных лидеров в этой области PFAFF и DUERKOPP-ADLER.
В сфере машин полуавтоматического действия необходимо остановиться на полуавтомате для выполнения прямых и наклонных прорезных карманов с клапаном и без него класс APW-896S10SL5, который является новой базовой машиной. Помимо уже традиционных для JUKI достижений — прямого интегрированного привода, полусухой системы смазки, новой элементной базы системы управления, полуавтомат снабжен уникальным механизмом позиционирования ножей для разрезания уголков с электронным управлением. Теперь при изменении длины прорезного кармана не требуется механическая регулировка, досточно задать новые параметры с пульта управления. Корпорация JUKI продолжила движение и в области оптимизации организации про-изводства на основе применения машин с IP («интеллектуальных панелей»). Панели устанавливаются на машины, например, DDL-9000A-MSWB/910N в качестве варианта стандартной комплектации, или дополнительно, как на машину MO-6716D-DE4-30P/SC510). Кроме того машины снабжаются кнопками с увеличенными грибками для ручного ввода признака окончания операции. Профиль операции (скорость, время) записывается на карту памяти пульта, которая вставляется в соответствующее приемное устройство центрального процессора или же информация передается к нему по компьютерной сети. Полученные данные позволяют проводить всесторонний анализ операции на каждом рабочем месте, определять степень опытности оператора, изменять загрузку рабочих мест и на этой основе оптимизировать выпуск изделий со всего участка. К сожалению, четкого алгоритма оптимизации процесса посетители понять не смогли: то ли он еще в стадии разработки, то ли фирма «не показывает карты». В сочетании с возможностями сетевого управления, выхода через Интернет в центральный офис JUKI с заказом приспособлений, частей, технологических последовательностей, программного обеспечения, это направление представляется очень перспективным.
Извечный конкурент JUKI японская фирма BROTHER отмечает в этом году свой 100-летний юбилей. На пути развития этой фирмы имеется ряд серьезных достижений, например, первая в мире машина с прямым встроенным приводом (1992), первый полуавтомат с электронным управлением для изготовления петли с глазком. А вот с сухой головкой фирма отстала от конкурентов, создав собственную оригинальную конструкцию лишь в 2003 году.
В области швейных машин челночного стежка вполне современно выглядит ряд S-7200, за счет прямого привода и усовершенствованных систем смазки обеспечивающий эко-номию электроэнергии, повышение производительности и отсутствие масляных пятен. В качестве новинок фирма отмечает машины S-7220B-433/G40, S-7220B-405/G40 с реечным и игольным транспортом с полусухой и дозированной смазкой соответственно.
Для BROTHER это действительно новые решения, однако их трудно причислить к мировым достижениям.
Дальнейшее развитие получили и полуавтоматы для выполнения петель с глазком двухниточного цепного стежка с электронным управлением. Новый вариант RH-9820-02 для джинсов с закрепкой косичкой и с укороченными кончиками после обрезки ниток, а также RH-9820-01 — для мужской одежды.
В области полуавтоматов для шитья по контуру можно отметить BAS-342GX с голов-кой с увеличенным вылетом для шитья в увеличенном поле 450х350 мм. Новизной обладает система программирования высоты подъема прижимной лапки в соответствии с изменением толщины вышиваемого полуфабриката. В головке применен прямой привод и челнок двойной емкости, а полуфабрикаты укладываются в быстросъемные кассеты. Новая система управления позволяет считывать программы с компактных флеш-карт (CF). Фирма заявляет о подготовке варианта полуавтомата для шитья в еще большем поле 650х380 мм.
Нужно отметить, что фирма BROTHER полностью прекратила производство плоско-шовных машин, которые уступали машинам конкурентов.
Фирма PFAFF одна из немногих, кто представил по-настоящему новую базовую машину. Это класс 2235 с тройным транспортом для тяжелых материалов и кож. Ряды машин, построенные на этой базе призваны заменить традиционные ряды 1245, 1525, 1526, 1590.
Машина имеет совершенно новый «округлый» дизайн, в ней увеличенный до 345 мм вылет рукава, пространство под рукавом увеличено и вверх на 20 мм. Крышки маши-ны выполнены таким образом, что если их снять, открывается доступ ко всем меха-низмам машины, включая элементы автоматики, которые все установлены внутри корпуса. Такое решение обладает мировой новизной и существенно облегчает обслуживание техники. Машины в автоматизированном варианте снабжены интегрированными приводами. Новая база машин уже награждена призом выставки INTERZUM-2007 (Германия).
В ряды машин на новой базе входят следующие модификации: 2235 — машина в экономичном варианте с горизонтальной осью вращения челнока, длина стежка увеличена до 9 мм, 2245 и 2246 — одно- и двухигольные машины с длиной стежка до 12 мм и высотой подъема лапки — до 20 мм, будут выпускаться в вариантах без автоматиуи, со стандартным набором элементов автоматики и класса «Премиум» - с ультом для программирования различных функций 2295 и 2296 одно- и двухигольные машины с колонковой платформой.
В ряду машин 1181 появился вариант с увеличенной на 50 % емкостью челнока и с длиной стежка до 6 мм для тяжелых материалов. Новым является и конструкция устройства -909/14 для вытягивания нити, что предотвращает зашивку кончика нитки в начале строчки и обеспечивает аккуратный вид строчки.
В петельном полуавтомате 3119-2/63 предлагается новое программное обеспечение PSP, позволяющее программировать «фантазийные» формы петель.
В области машин для шитья тяжелых материалов и кожи нужно выделить новые модификации: класс 1525 -G-SSD — «scip stitch detection» машина с контролем пропуска стежков на каждом стежке, а также 1525-S — упрощенный вариант без регулировки длины стежка, в базе до 8 мм, и высоты подъема верхнего двигателя материала во время шитья.
К достижения фирмы можно отнести и новый энергосберегающий мотор PicoDrive.
Очень интересно выглядела экспозиция фирмы PEGASUS. Осознавая, что на настоящем этапе технического развития невозможно создать сухую головку плоскошовной машины, фирма разработала два подхода, позволяющих тем не менее исключить попадание масляных пятен на обрабатываемое изделие. Первое — это система дозированной смазки, которую сами разработчики называют MLS — Minimum Lubrication System. Благодаря этой системе масло подается только в те точки, которые не могут работать без смазки. Это сокращает расход масла, позволяет работать на прежних высоких скоростях и снижает вероятность попадания масла на изделие.
Второе — это «масляный барьер» - новая конструкция втулок с изолирующим материалом, прпятствующая стеканию масла по стержням игловодителя, прижимной лапки, петлителей. Масляный барьер предотвращает стекание масла не только во-время шитья, но и в периоды, когда машина не работает длительное время.
Еще одно достижение фирмы — это система контроля натяжения верхних ниток. Простой перезаправкой верхних нитей можно добиться плотно утянутых стежков или «мягких» стежков в зависимости от выполняемой операции и материала. Решение интересное, но отстающее на три года от аналогичной находки фирмы JUKI.
Дальнейшее развитие получила система вакуумного отсоса пыли и очесов из зоны петлителей на машинах краеобметочного и стачивающе-обметочного стежка. Система очищает рабочую зону машины и исключает отказы машины, вызванные грязью.
Прошло уже двольно много времени с момента разработки фирмой PEGASUS системы закрепления последнего стежка в плоскошовных машинах перед обрезкой нитей, но до сих пор оно остается уникальным и не освоенным конкурентами.
Отдельно нужно сказать о новом ряде машин со свободной платформой для соединения деталей плоским швом FS700P. Помимо дозированной системы смазки и масляного барьера, машина снабжена полностью закрытым механизмом привода игл, что облегчает условия работы оператора. Машина обеспечивает стабильное качество швов не только на прямых участках, но и на участках с кривизной, на труднотранспор-тируемых материалах с большим линейным удлинением, а также при переходе через поперечные швы. Машина снабжена прямым автоматизированным приводом, что так же сравнительно свежее достижение для оборудования подобного назначения. Наконец, этот ряд машин содержит все необходимые подклассы, обечпечивая как двустроннюю обрезку краев материала перед стачиванием, так и одностороннюю в зависимости от технологических требований, обеспечивается возможность соединение легких, средних и тяжелых материалов. Машина снабжается механизмом обрезки цепочки ниток вакуумного типа. Все перечисленные достоинства позволяют признать фирму PEGASUS мировым лидером в области плоскошовных машин со свободной платформой.
Фирма SEIKO — признанный лидер в области тяжелых машин и машин специального назначения. Из новых машин следует отметить машины для изготовления декоратив-ных строчек по коже THM-26B с механическим управлением от кулачков и SAM-23 c электронным программированием с пульта управления, а также полуавтомат класса SAM-21 для шитья по контуру на сверхтяжелых материалах. Последний демонстрировался три года назад на выставке JIAM-2005, но до сих пор никто из конкурентов не смог его воспроизвести, несмотря на многочисленные попытки MITSUBISHI, BROTHER, JUKI. Машина шьет в поле 250х150 мм иглами толщиной до 250 номера на скорости до 600 1/мин. Обрезка ниток из синтетических материалов выполняется нагревом. Головка полуавтомата снабжена большим качающимся челноком, ее подъем осуществляется пневматическим цилиндром. Машина может сшивать до 4-х слоев толстых синтетических строп по заданной программе.
На фоне определенной стагнации развития крупных фирм особенно приятно было обнаружить оригинальные решения мелких производителей.
Например, фирма INNOHOOK из Южной Кореи предлагает челноки для одноигольных швейных машин челночного стежка, которые подходят к большинству известных классов, но имеют емкость на 60 % больше, чем стандартные. Диаметр шпули не отли-чается от стандартного, а вот ее высота в 1,6 раза выше. Специальный шпульный колпачок удерживает шпулю в челноке. Учитывая, что цена челнока с увеличенной емкостью не отличается от цены стандартного челнока, конечный потребитель может получить значительный эффект за счет сокращения времени на смену шпуль. Фирма предлагает модификации вращающихся челноков как для простых машин, так и для машин с обрезкой ниток.
Еще одна небольшая компания из Японии APP-STONE продемонстрировала две запатентованные новинки. Первая из них — дополнительный ленточный транспортер IDF-1200 для швейных машин, передняя часть которого встраивается в прижимную лапку, об-ходя миниатюрный ролик, а задняя часть огибает приводной зубчатый барабан, управ-ляемый от шагового двигателя. Дополнительный транспортер может использоваться практически на любой швейной машине: одноигольной челночного стежка, лоскошовной, машине зигзагообразного стежка, стачивающе-обметочного стежка. Удачная конструкция позволяет подводить транспортер практически вплотную к иглам, что повышает эффективность дополнительного транспорта. Сигнал с главного вала машины шаговый двигатель получает от собственного синхронизатора, что позволяет задавать движение транспортеру независимо от скорости машины. Более того, система управления позволяет задавать два разных уровня продвижения транспортера. Шаг транспортера может регулироваться от 0,1 мм до 5,0 мм, причем, изменять шаг можно во-время шитья с пульта управления. Низкое давление ремня на материал и короткий участок контакта с материалом снижают вероятность повреждения поверхности и сборение материала. На стенде JUKI ряд машин был снабжен такими транпортерами, прежде всего, плоскошовные, краеобметочные и зигзагообразного стежка, и показывали устойчивую работу.
Вторая новинка BRS-1 — гибкий листовой материал, который может светиться без нагрева при подаче на его электроды низкого напряжения. Срок службы устройства — до 5 тыс. часов, возможен любой размер листа по заказу — до А4. Лист можно вырезать под любую конфигурацию рабочих органов швейной машины. Когда текстильный материал располагается на освещаемой поверхности, становится видна его подгибка, что позволяет направлять материал не вслепую, а визуально контролируя положение подогнутого края. Устройство содержит адаптер, работающий от сетевого напряжения 100-240 В и генератор импульсов, позволяющий включать освещение пластины не постоянно, а с определенной частотой.
Конечно, перечисленные новинки не претендуют на глобальное решение проблем швейной отрасли, но приятно удивляют оригинальностью решений.
Конечно, в короткой статье невозможно даже мельком остановиться на экспозициях всех фирм, однако, даже краткий анализ экспонатов позволяет сделать следующие выводы:
1. Развитие швейного машиностроения приняло эволюционный характер.
2. Принципиально новые технические решения практически отсутствуют.
3. Имеются отдельные оригинальные решения мелких производителей.
А теперь главный вопрос — стоило ли ехать за тридевять земель, чтобы ознакомиться с подобной экспозицией. На наш взгляд — нет. Так что давайте готовиться к выставке IMB-2009 в Кельне — и ближе, и больше, и представительней.